В школу № 40 пришла в октябре 1974 года на должность старшей пионерской вожатой, имея за плечами 5-летний стаж работы. Учитель истории и обществоведения, классный руководитель, завуч по внеклассной работе, завуч по учебной работе – таковы вехи педагогической деятельности Н. В. Калининой в стенах школы № 40. Нина Владимировна до мельчайших деталей помнит, «как все начиналось», рассказывая подробно «о времени и о себе»:
- Это было время активного строительства Костромской ГРЭС и самого города. Ещё стояли вагончики и бараки, в которых жили строители и размещались поликлиника, клуб и некоторые другие учреждения. Детей было много, и работали уже три школы.
Коллектив школы № 40 состоял, в основном, из молодых педагогов, но «тональность» задавали опытные и любящие своё дело педагоги - романтики 60 –70 годов, которые и стали нашими наставниками: Г.Н.Белова, А.А. Круглова, А.С.Калинина, Е.И. Лаврентьева, Н.Н.Шатская, А.В. Кочнева, В.И. Робина. А еще учителя-ветераны войны А.Н. Крылова, С.В. Кудрявцев, М.П. Кузнецов, И.В. Титов. У них мы учились педагогической этике, уважению к ученикам, ответственному отношению к делу.
Именно в эти годы отмечается подъём пионерского движения. В школе № 40 пионерская дружина носила имя героя - молодогвардейца Олега Кошевого. Сборы дружины, субботники по посадке деревьев и уборке города от мусора, сбор макулатуры и металлолома, походы и экскурсии – всё это было неотъемлемой частью жизни пионеров и комсомольцев школы.
Большую роль в патриотическом воспитании школьников играл ШЮТИХ – Штаб юных туристов, искателей и художников, основанный учителем школы А. В. Пименовым и изучавший боевой путь 234-й Ярославской стрелковой дивизии, состоявшей, в основном, из костромичей.
В 1975 году началась операция «Узнай подвиг земляка», посвященная 30 –летию Победы. Пионеры активно включились в поиск жителей города - участников войны, собранные материалы пополнили фонды Музея Боевой Славы. После назначения на должность заместителя директора по воспитательной работе в 1980 году мне пришлось активно включиться в работу школьного музея. В то время он был известен за пределами Костромской области и включён в Золотое Кольцо России.
С комитетом комсомола и штабом музея мы продолжали традиции, заложенные прежними руководителями и выпускниками школы: огоньки- встречи с ветеранами войны, проведение экскурсий, торжественный приём в комсомол, смотры строя и песни, митинги в защиту мира и др. Появились новые традиции, в числе которых – посадка деревьев по плану озеленения города, в частности, была заложена аллея в районе автовокзала – в память о погибших воинах-интернационалистах, в числе которых был наш земляк Александр Самодуров. По инициативе комитета комсомола, в 1983 году школьному музею было присвоено имя его основателя А.В. Пименова.
У знаменитой пушки, привезенной поисковиками из Смоленской области - с мест боевых действий 234-й Ярославской стрелковой дивизии, проводили приём в пионеры. Отсюда начинались многодневные поисковые походы, которые возобновил военрук, выпускник школы А.В.Тимофеев. Мои дочь и сын состояли в штабе музея и были активными участниками походов, Светлана по поручению комитета комсомола была директором музея.
Перед весенними каникулами проходила пионерская игра «Зарница», а в мае –
туристический слёт в районе реки Керы, в котором участвовали учащиеся 4-10 классов, во главе колонны всегда шёл В.М. Чалунин – учитель физкультуры.
Очень крепкими были связи школы с комитетом комсомола Костромской ГРЭС. Молодые рабочие были вожатыми – производственниками, вели кружки мотодела, радио, ходили с ребятами в походы, на пионерских сборах рассказывали о своих профессиях. Наши ученики часто бывали на станции и не понаслышке знали о производстве и значении ГРЭС.
Волгореченская школа № 40 считалась одной из лучших среди костромских школ и не раз по итогам социалистического соревнования награждалась переходящим Красным Знаменем. В середине 80-х годов в коллектив приходят работать первые выпускники школы, в числе которых учитель английского языка Е. Б. Волкова.
В 1986 году я была назначена на должность директора по УВР, в которой проработала до января 1993 года – момента перехода в школу № 2 директором. В это время в образовании России начинаются перемены, связанные с перестройкой, гласностью и демократизацией общества. Администрация школы – директор Ю.С.Кудрявцев, его заместители А.А. Милютина и Е.В.Могунова - взяла курс на переосмысление назначения школы, её места в системе перестройки, основных функций и задач. Коллектив учителей активно включился в обновление и совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Моделирование учебных планов, цикловое, интегрированное и дифференцированное обучение, экзамены по выбору предметов, разработка программ, введение новых предметов, педагогика сотрудничества и самоуправление школьников - все это позволило вовлечь в работу школы родителей и общественность, укрепить связи с шефами - Костромской ГРЭС.
Методическое объединение учителей начальных классов, руководителем которого была В.С. Новосёлова, осваивает методику развивающего обучения, в старших классах вводится профильное обучение, выпускные экзамены по выбору. Потребность в этом чувствовали не только учителя, но и родители, положительные результаты показывали ученики. Частыми гостями стали педагоги Костромы, Костромской области и даже соседних регионов, которые приезжали за опытом.
Для освоения передового опыта организовывались встречи и учёба с участием преподавателей педагогических институтов и институтов повышения квалификации учителей. Завязалось тесное сотрудничество учителей начальных классов с преподавателем Шуйского педагогического института Н.М. Бетеньковой, которая имела интересные разработки по методике преподавания в начальных классах. В 90-е годы учителя начальных классов начали осваивать методику развивающего обучения. Л.С. Максимова, Г.А. Шумихина, В.В. Кузнецова посещают занятия по РТС и участвуют в семинаре по дифференцированному обучению в школе № 11 г. Иванова. Г.П. Лаптева проходит курсовую подготовку в г. Москве по методике опережающего обучения Народного учителя С.Н. Лысенковой и перспективной начальной школе, делится своим опытом на областных семинарах.
В рамках дифференцированного обучения начались занятия по подгруппам с учётом возможностей и способностей учащихся. Открывались классы педагогической поддержки и классы с углублённым изучением предметов. Первые углублённые классы скомплектовали по физико-математическому и гуманитарному направлениям. Открытие физико-математического профиля было обусловлено востребованностью специалистов технических профессий в городе энергетиков; гуманитарная направленность впоследствии послужила основой для комплектования педагогического класса.
Большинство учителей с интересом откликалось на всё новое, более интересное, многие сами активно делились своим опытом. За эксперимент взялись Э.А.Журина и В.Н. Курочкин (физмат-класс), а гуманитарный поручили мне и З.И. Чалуниной. Вместе с В.К. Кудрявцевой мы ввели интегрированное обучение истории и литературы в 5 классе. Проводили досрочные выпускные экзамены по итогам циклового изучения биологии, которую вела Н.Б. Ракитина».
Без малого 20 лет проработала Н.В. Калинина в школе № 40, приобретя опыт учителя, воспитателя, педагога, методиста, руководителя, который, несомненно, помог ей как директору школы № 2 и заведующей отделом образования г. Волгореченска.
Н.В. Калинина имеет звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Ныне находится на заслуженном отдыхе. |